Семен Довжик. ВИРТУАЛЬНАЯ СКАЗКА С НЕПОНЯТНЫМ КОНЦОМ

Что должен продумать предприниматель, решивший создать глобальную корпорацию? Бизнес-план, кадровую политику, выпуск ценных бумаг? Все это мелочи. Главное — с самого начала определиться с позицией относительно арабо-израильского конфликта.

Цукерберг, Джобс и прочие узколобые акулы бизнеса прозевали этот вопрос на стадии зародыша и теперь имеют удовольствие расхлебывать десятилетиями завариваемую кашу ближневосточной неразберихи. Одно неверное движение, и вы рискуете связаться с евреями, что чревато плачевными последствиями. Минувшие месяцы прошли под знаком арабо­израильских разборок в виртуальной среде. Что такое хорошо и что такое плохо в преломлении межсемитского противостояния, пришлось уяснить для себя таким гигантам, как Facebook, Twitter, YouTube и Apple iTunes. То ли еще будет.

Смех смехом, но сложно переоценить значение, которое Интернет приобрел в современной жизни. И если, проверив прогноз погоды в Интернете, все еще стоит высунуться в окно и сравнить погоду виртуальную с невиртуальной, то во всем прочем информация, находящаяся в этой вездесущей Всемирной паутине, начисто затмила все остальные каналы. Вместе с тем законодательная база относительно всего, что можно и что нельзя размещать в Интернете, еще чрезвычайно слаба. Проще говоря, кодекс правил поведения выкристаллизовывается на наших глазах путем проб и ошибок. И решения по одним и тем же вопросам в разных закутках виртуального пространства зачастую принимаются совершенно противоположные.

За последнее время Израиль, а с ним и все прогрессивное человечество одержали внушительные победы в этом непрекращающемся противостоянии. Террористическая организация «Хизбалла», а заодно с ней и ее телевизионный канал «Аль-­Манар» исчезли. Они пока еще не исчезли физически (эта задача до сих пор остается прерогативой Армии обороны Израиля), но по крайней мере три таких интернет­-гиганта, как Facebook, Apple iTunes и Google Android, приняли решение об удалении аккаунтов «Хизбаллы» и «Аль­-Манара» со своей платформы.

Collapse )

Аркадий Ковельман. О РОМАНЕ ДМ. БЫКОВА «ЖД», ПИСЬМЕ З. ПРИЛЕПИНА СТАЛИНУ И О ЖЕСТЕ ОТЧАЯНИЯ

Этот роман[1] я прочел поздно и вовремя. Смысл романа замкнутый круг русской истории. Варяги и хазары, сменяя друг друга, насилуют безымянных и бессмысленных туземцев. Варяги русская бюрократия, хазары евреи. Про бюрократов читать не очень интересно над ними только убогий не смеялся. Про хазар горько, стыдно и лестно. Горько потому что Быков отказывает им в будущем (по крайней мере, в России). Русская земля проглотит и выплюнет их. Стыдно потому что задело. Лестно потому что от хазарки должен родиться Спаситель, который разорвет круг, выведет Россию к светлой и милой жизни.

Collapse )

Александр Элькин. КАНУН ДНЯ ИСКУПЛЕНИЯ. ЗАКОНЫ И ОБЫЧАИ

Дни трепета, десятидневный период с Рош а-Шана до Йом Кипура, не случайно получили такое название. В это время решается судьба каждого человека на наступивший год, и религиозные евреи пытаются «зарекомендовать» себя с хорошей стороны. Кульминация этого периода — Йом Кипур, когда вынесенный каждому приговор утверждается Небесным судом, и к этой дате стараются подойти в полной готовности, так сказать, в лучшей форме. Это нашло отражение в еврейском законодательстве — с кануном Йом Кипура, девятым числом месяца тишрей, связано много законов и обычаев, о которых пойдет речь ниже.

 

Согласно традиционному подходу, подлинная богобоязненность выражается, прежде всего, в межчеловеческих отношениях. Религиозное рвение не компенсирует недостаток порядочности или терпимости к людям. Поэтому начинать «улаживать» свои отношения со Всевышним надо именно с этих аспектов жизни. По Талмуду (Йома, 87а), День Искупления очищает лишь от грехов, совершенных по отношению к Творцу, — таких, как, к примеру, нарушение субботы, кашрута, законов семейной чистоты. Как говорит Тора: «Вы очиститесь от всех ваших грехов пред Б-гом» (Ваикра, 16:30). Иными словами, Йом Кипур обеляет только грехи, совершенные «пред Б-гом», однако если еврей словом или делом обидел другого человека, то простить его может только сам обиженный. Разумеется, просить прощения нужно в любое время года, и откладывать такое благое дело незачем. Но накануне Дня Искупления евреи особенно заботятся о том, чтобы предстать перед Всевышним обновленными, поэтому непременно просят прощения друг у друга за совершенные провинности. До наступления Йом Кипура необходимо также рассчитаться с долгами и выполнить все обязательства, принятые в течение года. Только тогда человек может быть уверен в том, что его «личное дело» будет рассматриваться благожелательно.

Collapse )

Ицхак Стрешинский. ПОСТ ГЕДАЛЬИ

Третьего числа месяца тишрей, на следующий день после Рош а-Шана, наступает Пост Гедальи (на иврите «Цом Гедалья») — один из четырех постов, установленных пророками в память о разрушении Храма. История Гедальи поучительна и интересна, но, к сожалению, ее детали многим и поныне остаются неизвестными. О деятельности Гедальи, его гибели и последующих событиях кратко сообщается в Млахим II, 25:22-26 и более подробно в Ирмеяу, 40:5-43:7.

 

События, из-за которых в еврейском календаре появилась эта траурная дата, произошли уже после того, как пал Иерусалим, завоеванный вавилонским царем Невухаднецаром, а Иерусалимский храм, построенный царем Шломо, был разрушен. Вассальным правителем, наместником Иудеи, был назначен Гедалья (Гедальяу), сын Ахикама, который происходил из известной и знатной семьи. Его дед Шафан был писцом царя Йошияу, а Ахикам, отец Гедальи, спас от смерти пророка Ирмеяу (см. Ирмеяу, 26:24).

Гедалья сделал своей резиденцией Мицпу, город в наделе колена Биньямина, примерно в 12 км севернее Иеру-салима. Когда в Мицпу прибыли военачальники, а также пророк Ирмеяу, Гедалья обратился к ним с воззванием: «Не бойтесь служить халдеям! Оставайтесь в Стране, служите царю Вавилона, и будет вам хорошо. А я — вот живу в Мицпе, готовый стоять перед халдеями, которые придут к нам. Вы же — собирайте виноград, и летние плоды, и оливы, и складывайте в свои сосуды, и живите в ваших городах, которые вы заняли» (Ирмеяу, 40:9-10). Далее сообщается, что евреи-беженцы, которые спасались во время войны на территории соседних государств — Моава, Амона и Эдома — вернулись, когда узнали о назначении Гедальи, и им удалось собрать большой урожай.

Collapse )

Роман Арбитман. ПОРАЖЕНИЕ, СТАВШЕЕ ПОБЕДОЙ

Йорам Канюк
«Эксодус». Одиссея командира
Пер. с иврита Б. Борухова, О. Боруховой
М.: Текст; Книжники, 2011. 352 с. (Серия «Чейсовская
коллекция»)

cover-kanuk

«Эта история о Йоси Харэле и об исходе евреев из Европы» так лаконично обозначает тематику книги ее автор, известный израильский прозаик и лауреат премии «Сапир» Йорам Канюк. И продолжает уже о жанре: «Это не документальная биография в общепринятом смысле слова, но она тем не менее основана на реальных фактах». Формально книгу можно и впрямь отнести к числу беллетризованных байопиков. Автор не уклоняется в сторону классического, с цитатами и ссылками, научного жизнеописания. Тем более он не хочет вступать на территорию чистой прозы и соперничать с создателем «Исхода» Леоном Юрисом.

Collapse )

Шауль Резник. МАМОЧКУ БАБОЧКИ СЪЕЛИ ЖИДЫ

В Израиле лет десять тому назад были популярны билеты экспресс­-лотереи. Непримечательная картонка, покрытая слоем серебристой краски, сулила горы ништяков от телевизора, тогда еще не потерявшего свою мерцающую ценность, до банальных денежных купюр в особо крупном размере. Ноготь и удача что еще нужно?

reznik

Новейшая российская смута в умах представляет невиданное поле деятельности для любителей моментальных уроков судьбы. Поскреб, например, модного и почти либерального протодиакона Андрея Кураева и получил рассуждения о том, что за панк-маханием ногами «Pussy Riot» скрываются каббалистические и хасидские посылы. Что пресловутая «ср… господня» является аутентичным иудейским термином. Что душа самого Кураева, согласно книге «Танья», происходит из испражнений.

Владельцы аккуратно подстриженных ногтей застыли в недоумении. Гебраист из протодиакона примерно такой же, как из Нади Толокно мать Тереза. Каббалистический термин «клипот» можно перевести как угодно, в интервале от «оболочек» до «скорлупы», только вот чем-чем, а сортирными мотивами там и не пахнет. Но Кураева, который, на минуточку, преподает религиоведение в МГУ, это не смутило. В интервью «Известиям» Кураев переходит в наступление на критиков его спе­цифических изысканий: «Письмо ФЕОР лишний раз показывает не самую симпатичную черту современной иудейской тактики: чуть что выставлять себя обиженными и требовать извинений».

Collapse )

АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ РЕКОМЕНДУЕТ ПОСМОТРЕТЬ В СЕНТЯБРЕ:

Марк Шагал. Истоки творческого языка художника

Москва, Третьяковская галерея, до 30.9

Выставка редкой графики Шагала — повод отпраздновать 125-летие художника. Все связанные с его именем проекты становятся музейными хитами. Так, последнюю ретроспективу Шагала в 2005 году в той же Третьяковке увидели 128 тыс. человек — для музея в какой-нибудь западноевропейской столице такая цифра показалась бы обычной, но в культурно обедневшей России радуешься и ей.

Полны и сейчас залы в Лаврушинском переулке. Ради Шагала музей даже возобновил «четверги допоздна», когда он открыт до десяти вечера.

Помимо полутора сотен рисунков и акварелей самого Шагала, «Истоки творческого языка» показывают и мир, окружавший художника с детства. Он рос в ситуации, которую можно назвать «перекрестком культур», зритель ощущает этот диалог русского и литовского, белорусского и еврейского. Последнее было, конечно, решающим. Не зря столь важное место на выставке занимают материалы из коллекций петербургского Российского этнографического музея и столичного Музея истории евреев в России, воссоздающие предметный мир шагаловской юности.

Представлена также книжная графика Шагала — его иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя, заказанные знаменитым парижским галеристом Амбруазом Волларом (1923–1925; в 1927‑м художник сам подарил их Третьяковке), а также к Библии и басням Лафонтена (1950–1952). Среди редкостей — альбом юношеских рисунков Шагала, принадлежавший в свое время Блезу Сандрару (сейчас он находится в московской коллекции Т. и И. Манашеровых). Из частных коллекций и фондов, прежде всего собрания наследников художника, происходят и многие другие экспонаты — коллажи 1960–1970-х годов, «Свадебный сервиз», созданный в начале 1950-х по случаю замужества дочери Иды, две скульптуры для фонтана.

Collapse )

Валерия Пустовая. ТРИ РУКАВА ПАЛЬТО

Марина Степнова
Женщины Лазаря
М.: АСТ, Астрель, 2011. — 448 с.

cover_Lazar

Про Марину Степнову известно, что она шеф-редактор мужского журнала «XXL», переводчик с румынского, что семь лет назад вышел ее первый роман «Хирург», но в обойму литераторов, презентуемых за рубежом, мелькающих в премиальных списках и на страницах глянцевых журналов, она вошла благодаря роману «Женщины Лазаря».
О самом романе в основном говорят, что в нем какой-то изумительный, высокохудожественный язык, а про содержание бросают уклончиво: о любви. В издательской аннотации последнее слово выделено даже прописными буквами, чтобы читатель не промахнулся. Но тут же сбивают прицел: в предполагаемом любовном сюжете наличествуют три женских имени, и только одно — мужское.
На деле оказывается, что Лазарь Линдт, выдающийся советский физик, Марине Степновой, равно как и своим женщинам, интересен с достаточно формальной точки зрения — как сюжетная скрепа. Роман «Женщины Лазаря» встраивается в набирающую вес литературную тенденцию — на разлезающемся полотне советской истории писать семейный портрет.

Collapse )

Михаил Эдельштейн. НЕ ВЫ ЛЬ СПЕРВА

Нижегородский бизнесмен Евгений Прилепин разместил на своей страничке «В контакте» текст, где похвалил товарища Сталина и охаял жидолибералов. Интернет забурлил, блогеры сошлись стенка на стенку, золотые перья сочли своим долгом высказаться, обвинить, объяснить, оправдать. Члены «Гилеля» написали автору гневное открытое письмо с рассказом о горестной судьбе Шафирова и Левитана. Дмитрий Быков выступил: Лев Толстой, говорит, умер и Прилепину что-то не здоровится…

Collapse )